00/24: Interview

01/24: Yuri Avvakumov - MiSCeLLaNeouS

02/24: Ilya Utkin - melancholy

03/24: Igor Palmin - in PARTS

04/24: Yuri Palmin - ChertaNovo

05/24: Boris Tombak - Gt ILLUSION

06/24: Alexander Ermolaev - FRAGMENTs 58/00

07/24: Sergey Leontiev - the TOWER

08/24: Igor Moukhin - MOSCOW light

Проект куратора Юрия Аввакумова "24" - серия выставок архитектурной фотографии - рассчитан до конца сезона. Не исключено, что будет и продолжение. Ну-ну, посмотрим. Дело в том, что по ходу сериала архитектурной фотографии архитектуры - колонн, балконов, арок и решеток - становится все меньше. Аввакумов честно предупреждал, что архитектурное фото в его понимании - необязательно фото архитектурных памятников как они есть. Им может быть и фото архитектурных памятников как их нет (снимки руин Ильи Уткина), и памятников - какими они кажутся ("ВДНХ" Бориса Томбака), и вовсе даже не памятников (выставка Александра Ермолаева). Но вот уже нет и самой архитектуры. Предыдущая серия, 24 вида Останкинской башни Сергея Леонтьева, и нынешняя выставка Мухина - не об архитектуре, а о ее последствиях. Не в том смысле, что то или иное архитектурное сооружение портит пейзаж, нет. Архитектура для Леонтьева и Мухина - эмблема места, города, да и сама по себе пейзаж. Но для Леонтьева башня, гордость и символ Москвы, по крайней мере была поводом снять жизнь, протекающую в ее окрестностях, так сказать, под ее сенью. Для Мухина архитектура - даже не повод. Учитывая, что фотограф выбирает дважды - сперва когда снимает, потом когда отбирает из отснятого, - мы не должны ошибиться, увидев в фотографе Мухине человека злорадного. Доставалось от Мухина скамейкам (давняя серия "Скамейки"), монументам (еще более давние "Монументы") и детским площадкам (совсем недавняя "Детская площадка"): Мухин безжалостно снимал эрозию этих вещей, причиненную им безжалостным временем. Если бы камни могли говорить, они бы жаловались на Мухина. И если перед Мухиным пали камни, что говорить о людях, которых Мухин тоже снимает, - как вот сейчас, когда московский городской пейзаж выступает театральным фоном, а пьеса глупа до смешного. Постоянно сменяющихся актеров ничуть не жалко. Нас с вами не жалко.

Константин Агунович - MОСКВА lights, Афиша №1(47), 22января - 4 февраля 2001


Несмотря на то, что архитектурная фотография выхватывает из окружающего мира статичные элементы, в работах Мухина недвижимость становится движимой, а люди, попадающие в кадр, словно танцуют с ней. Танцуют, конечно, джаз - это ритм большого города, пульсирующий в такт вспыхивающим фарам, светофорам, витринам, гирляндам, рекламным плакатам, автобусам, - наконец, вспышке фотоаппарата.

НЕДВИЖИМОСТЬ ТАНЦУЕТ ДЖАЗ НА ФОТОГРАФИЯХ ИГОРЯ МУХИНА. Port.ru. 22 января 2001


Еще одна новая выставка (в Музее Архитектуры на Воздвиженке, 5) - очередная экспозиция из проекта Юрия Аввакумова "24". Это "Москва lights" Игоря Мухина. Проект, который сначала представлял фотографии архитектуры, сделанные архитекторами (в профессиональном взгляде на объект съемки и был главный интерес), оказался шире. Собственно архитектуры у Мухина практически и нет: это фотографии ночной Москвы, а двусмысленность названия заранее оправдывает легкость подхода и почти репортажную случайность (впрочем, продуманную) съемки. Снято профессионально и красиво.

Светлана Злобина-Кунявина. СРЕДА.РУ. 24 января 2001


Проект "24" куратора Юрия Аввакумова продолжает исправно демонстрироваться в Музее архитектуры. Очередным номером программы стала суперзвезда российской фотографии Игорь Мухин. Любой мало-мальски знакомый с современным российским фотоискусством человек на просьбу назвать пяток наших лучших фотографов непременно вспомнит Мухина, даже если испытывает к нему неприязнь. Мухин выставляет свои фотографии с 1986 года и за 15 лет взял от этого вида искусства все.

Он вовремя начал участвовать в художественной жизни - как раз когда фотография вновь вошла в моду и стала непременной участницей актуального художественного процесса. Показал себя и как блестящий репортер, и как тонкий знаток художественной конъюнктуры, и как ловкий, в мировом масштабе, тусовщик. Его работы украшают не только все приличные российский фотособрания, что вовсе не диковина, но и престижнейшие европейские и американские коллекции. Ни одна более или менее серьезная российская выставка современных фотографий за последние годы, вплоть до акции журнала "Плэйбой", не могла обойтись без мухинских отпечатков.

Так что его новая выставка в любом случае событие, даже если составлена она уже из демонстрировавшихся, причем недавно, кадров - в основном представлена большая серия "Москва 1996-2000". Вообще-то архитектурная тема, которой проект "24" достаточно строго придерживается, для Мухина несколько нехарактерна. Разумеется, он и здесь успел себя попробовать: знатоки сразу же вспомнят его соц-артовские "Скамейки и Монументы". Но это не фирменная продукция. Фирменная - современность во всех ее проявлениях. Составляя новую московскую летопись, фотограф присматривается не столько к ее новым объектам, сколько к ее персонажам.

В архитектурном музее Мухин показывает город, складывающийся не столько из зданий, сколько из людей и электрического света. Надо же было придумать что-то новенькое к не очень новым фотографиям. Так, вероятно, сочинилась забавная тема "Москва light". Похоже на марку сигарет, а заодно обыгрывается и самое расхожее определение мухинского стиля - легкость.

Легкий город выдержан в ритме 90-х. Недаром Мухин работал с Зельдовичем и Сорокиным над фильмом "Москва". Фотограф, режиссер и сценарист задались целью почувствовать и передать стиль нового города. След этой работы виден и на выставке.

Электрическая столица (практически все фотографии ночные или предрассветные) гудит, как турбина или дискотека. Турбина - это митинги коммунистов со знаменами, насквозь просвеченными прожекторами, это сталинские высотки, пылающие иллюминацией. Дискотека - это совершенно по-западному (почти как у Хельмута Ньютона) модная толпа перед казино, это свет фар дорогих машин, от которого переливается эффектными бликами мокрая мостовая. И среди этого буйства огней редкие статичные, даже какие-то сонные композиции, открывающие жизнь за блестящей декорацией.

Аввакумов напомнил, что Мухин хорош уже хотя бы как тонкий знаток Москвы, которая, как известно, отличается удивительной способностью к метаморфозам. В ней можно разглядеть и безумный американский мегаполис, а зайдешь за угол - увидишь тихий южный курорт, только что шума моря не слышно. А еще через пару кварталов начнется среднерусская глухая провинция. Но вот выбираешься из трущобного, почти одесского двора и попадешь на грандиозный имперский проспект. У Мухина все это есть.

При всей своей модности и раскрученности мухинский стиль на самом деле не такой уж современный и продвинутый. Вроде бы все приметы неоновых 90-х - кислотный свет реклам, фонарей и витрин, модные клубы, квартирные тусовки, мусорные кучи, новые русские аристократы и богема, город, пронизанный электричеством, 120 ударов в минуту и т. д. Но если присмотреться, то совершенно ясно, что темперамент фотографий, особенно уличных, позаимствован из времен экстатической оттепели 60-х. Да и формальные приемы те же, недаром Мухин так любит туманные хуциевские рассветы и мокрый асфальт. Он, в отличие от настоящих детей 90-х, не злоупотребляет размазанными и расфокусированными картинками психоделических цветов, а предпочитает четкий, как говорили лет тридцать назад, бриллиантовый негатив. Кажется, что в кадре Мухина праздничная толпа поголовно блестит ясными комсомольскими глазами и даже одета совершенно по моде 60-х. Что не так уж странно, учитывая, что ретро-модернизм и впрямь был чрезвычайно популярен в конце 90-х.

Однако только модой и конъюнктурой все не объяснишь. Явные стилизации у Мухина выглядят не как формальная игра, а вполне органично. Тут снова надо вспомнить, когда начинал свою деятельность сам фотограф. Он - дитя второй оттепели, она же перестройка. И сейчас в его серии, выставленной в "МуАре", нет-нет да и проступит меланхолия разочаровавшегося в демократических победах, в постмодернистских шалостях и в новом образе жизни поколения сорокалетних. А подробности смотрите в фильме "Москва".

Вася Баг. НЕВЫНОСИМАЯ МОСКОВСКАЯ ЛЕГКОСТЬ. Газета.Ru. 24 Января, 2001


Городская толпа, огни фонарей, отражающиеся в мокром асфальте, девушка в белом платье под дождем, ночная и предрассветная Москва. Совсем другое настроение в работах, запечатлевших митингующую толпу. Флаги, серпы с молотами, толпа уже совсем другая - плотная, напряженная. Один из самых эффектных кадров - предрассветный город, тонкое соотношение светлого неба и еще не погасших фонарей, в перспективе - здание МГУ, на переднем плане - бабулька, собирающая пустые бутылки. Просто свидетельство наблюдателя, никакого обличительного пафоса, и в этом неоспоримое достоинство фотографа. Кстати сказать, не единственное. Помимо легкости, Мухин обладает точностью и выразительностью, умением создавать из пестроты городского пространства цельный образ. Мухинские фотографии на первый взгляд кажутся случайными - случайная композиция, случайные герои. При этом каждый кадр безупречен, как в содержательном, так и изобразительном плане.

Манежная площадь, возле памятника маршалу Жукову что-то вещает дядька средних лет в плаще и шляпе. Самого памятника почти не видно, зато отчетливо видна его тень, как будто уходящая сквозь стены Исторического музея. Сочетание обыденности и сумасшествия, которое в избытке присутствует в нашем городе, уловлено невероятно точно. На мой взгляд, кадр просто гениальный.

Собственно архитектурной фотографией серию Мухина можно назвать с большой натяжкой. Архитектура, конечно, присутствует, но только как фон, не становясь самодостаточным объектом. Впрочем, если подумать, городское пространство (и персонажи, его населяющие) и есть среда обитания архитектуры. Не знаю, случайно или нет, в экспозицию попало несколько вещей, претендующих на знаковость (например, толпа с портретами Ленина на фоне собора Василия Блаженного). По отношению к остальным работам, они явно выпадают из концепции.

Мешанина огромного города, слияние азиатского и европейского, разношерстный, непричесанный мегаполис и его жители - и все это на фоне сталинских зданий, промышленных пейзажей, обычных жилых домов. Мухин ухитрился в 24 кадрах уместить образ города. Не парадной, европеизированной Москвы, а будничной, обшарпанной, обычной. Такое ощущение, что Игорь Мухин снимает все, что попадается под руку: площадь трех вокзалов, потоки машин, автомобили, груженные под завязку тюками и коробками, случайных прохожих, задворки магазинов, гуляющие парочки. Москва light, лучше и не скажешь.

Мария Михайлова. ТОЛПА БОЛЬШОГО ГОРОДА. Вести.ru. 26 января 2001


...Мухин представил не снимки лестниц, решеток, балконов и прочих архитектурных прелестей и даже не унылый полураспад московских многоэтажек. Его "Москву lights" не сковывает статичный архитектурный ландшафт. Митингующие, выпивающие, пляшущие, целующиеся, мокнущие под дождем и завязывающие шнурки горожане целиком затмевают городской пейзаж. Архитектура, воспетая предыдущими участниками проекта, у Мухина покорно и безучастно остается за спинами толпы. Мухин любуется не ею. Он запечатлевает курьезы, изыскам градостроительства предпочитая городское многолюдье.

Мастерство Мухина в мгновенной зоркости. Со всей фотомеханикой он легко укладывается в те несколько секунд, которые требуются, чтобы влезть в троллейбус, поднять с мостовой бутылку, захлопнуть дверцу машины или открыть люк колодца. Его фотоаппарат работает в режиме быстрого реагирования.

Если кому-то и удастся в этих удачно, красиво и иногда остроумно зафиксированных мимолетностях распознать архитектурный облик площади, проспекта, улицы или сада - это признак предельно пристального рассматривания. Фотограф к этому не стремился. Мухин наснимал Москву вне топографической конкретики. Он фиксировал ее как город разных настроений. От лирических до революционных. И несмотря на даты, которыми Мухин лаконично и пунктуально сопроводил свои кадры (Москва - 2000, Москва -1999, 1998, 1997, 1996), получился город, на который время действует только позитивно. А архитектура не давит своим авторитетом.

Наталья Филатова. СТОЛИЧНЫЕ ВЫСТАВКИ. Сегодня. 29 января 2001


Многие считают, что фотографировать архитектуру просто. Увидел живописный дом, нашел точку съемки, подождал подходящего освещения - и шедевр у тебя в кармане. А если и не получилось, всегда можно вернуться, что-то сделать по-другому, дом-то никуда не исчезнет.

Фотоработы Игоря Мухина, представленные в Музее архитектуры им. А.В.Щусева в рамках проекта "24", резко отличаются от привычного представления об архитектурной фотографии. На снимках нет статики камня. Москва Мухина очаровывает плавностью образов, динамичностью сюжетов и, несмотря на то, что фотографии черно-белые, красками вечерних огней.

Город у Игоря - сцена, на которой разворачивается пьеса жизни. Действие естественно, подчас спонтанно, в главных ролях - живые люди. События реальны. Вечер, остановка, десятый трамвай и где-то далеко в небе дымящийся шпиль Останкинской башни. Лица пассажиров задумчивы, в них читается тревога, усталость, отчаяние, надежда... да много чего.

При всей простоте сюжета фотографии Мухина удивительно эмоциональны. Ночь, улица, черный мокрый асфальт, пролетающие мимо автомобили - женщина в белом с зонтом. Это не факт и даже не образ, а чистое настроение, воплощенное на фотобумаге. Детали помогают живо представить энергетику события. Вот Манежная площадь, город встретил Миллениум, всюду валяется новогодний мусор, подгулявшая компания запускает петарду, стартовой площадкой для которой служит стоящая пустая бутылка от шампанского. Одно мгновение - и петарда взметнулась в небо, оставив на фотографии искры радостного новогоднего настроения. А вот снова Манеж, но настроение иное. Красные флаги (это видно даже на черно-белой фотографии), темные тени, военная форма - и над всем этим возвышается маршал Жуков на коне.

Александр Миридонов. АРХИТЕКТУРА НАСТРОЕНИЯ. Московская Петспектива №4. 30 января 2001


Игорь Мухин со своей "Москвой Light" выставляется в рамках проекта "24" Юрия Аввакумова. Проект появился год назад, и суть его проста. 24 фотографа 24 месяца подряд выставляют по 24 фотографии, изображающие архитектурные объекты, будь то руины церквей, парадные залы или городские улицы.

Но как воспоминания лишь отчасти возвращают нас к пережитому, так и фотография имеет неполное сходство с реальностью.

Для туристов Москва - это Кремль, Каменный мост, храм Василия Блаженного, великолепная семерка сталинских высоток да метро. Не то - фотографы.

Москва на фотографиях Мухина - это меняющийся свет, теплые вечерние окна, холод и блеск витрин. Фары автомобилей, рассекающих столичные проспекты, тускло горящие фонари. Свет и цвета города, пойманные камерой, останавливающей мгновение и вместе с тем передающей движение предметов. Быть актуальным - это всегда риск.

Тающее в ночи здание МГУ - застывшая, неподвижная громада, на фоне которой размытые фигуры спешащих людей превращаются в мультипликацию.

Вереница машин и людей, мокрый асфальт шоссе, впитывающий капли обрушившегося на город дождя. Мы - по ту сторону фотографии, и действия глядящих на нас фигур часто наполнены для нас каким-то необъяснимым и важным смыслом. Непознанной вещью в себе становится даже трамвай, до предела набитый пассажирами, в то время как на заднем плане догорает "Седьмое небо" Останкинской башни.

"Открыточные" достопримечательности Мухин превращает в едва узнаваемые символы.

Красная площадь: на фоне Мавзолея рабочий забирается в канализацию под свет задних фар. "Батлхантерша" на смотровой площадке Воробьевых гор собирает бутылки недопитого "ночными волками" пива. У памятника Жукову развеваются красные флаги, и новый оратор вещает о вечном с борта грузовичка.

Лаконичная мухинская Москва предстает серией смысловых и световых контрастов. Стоп-кадры, размытые очертания фигур и предметов, черно-белый формат, анахроничность сюжетов с налетом импрессионистского настроения модно названы "Москва Light". Новая Москва, по Мухину, легка на вкус. Она вообще на любой вкус. Немного пошлая в стикерсах реклам, обманчиво романтическая в вечерней подсветке правительственных учреждений...

Бутылка Pepsi light на кухонном столе, любимые сигареты, неизбежные американизмы в повседневной речи - что-то свое подсказало автору название проекта. У всех, в конце концов, свой light.

Дарья РОЩЕНЯ. ОБЪЕКТИВная МОСКВА. Новая Газета. 1 февраля 2001


If you watched President Putin's New Year speech and the ensuing shots of the Kremlin and Red Square to the sound of the new-old anthem, you might have noticed something odd. The cheering, champagne-guzzling crowd was never seen - only the impassive towers and walls of the Kremlin, carefully framed to avoid showing the masses, were visible.

When pictures of architecture are empty of people, images of monumental places like Red Square and the Ostankino tower often become cliched to yawning point. Igor Moukhin's photography reverses this and shows that it is the people living, working and loving in a city who give it meaning. It's more important to make it onto the crowded trolleybus home than to stare at the burning TV tower in the distance, and the worker removing the drain cover on Red Square could tell you that a drain cover is a drain cover, in Red Square and in Africa alike.

Moukhin takes a fresh look at familiar buildings and places by framing them as small, blurred or obscur images; or showing the buildings only partially. The images are never irritating because they are alive with human figures. He first makes sure of getting a good people shot, and the angling of the buildings in the picture is subordinate. The architecture and cityscapes of Moscow ultimately regain their significance as the setting of our lives.

Moukhin's work has a direct and lively quality that lets the viewer into a personal, intimate world. The photographs are not always technically slick and sometimes even have a blurred or grainy snapshot feel. This fits the impromptu, nocturnal style, with uneven lighting and fast film the rule. These lively and atmospheric photographs show glimpses of natural, unstaged scenes from life in Moscow.

PEOPLE AND BUILDINGS SEEN IN PERSPECTIVE. Life Style. February 3-9, vol.3, No.4


Начиная с июня прошлого года всякий месяц в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева открывается небольшая персональная выставка. Так работает фотографическая программа куратора Юрия Аввакумова под названием "24": двадцать четыре изображения каждый второй день каждой четвертой недели. В прошедший вторник состоялся восьмой по счету вернисаж. Герой события - известный московский фотограф Игорь Мухин.

В московской ситуации Мухин выступает прямо-таки эмблемой фотографии. И как оригинальный персонаж, и как обладатель классического "фотоглаза". В какой-то момент он в псевдоархивной манере снимал скамейки, монументы и прочие предметы рушащейся "советской вселенной". Но вселенная таки разрушилась, последовавший затем угар общественного моделирования тоже прошел, и осталась одно неопределенное разнообразие жизни. Собственно говоря, как раз то, что и нужно настоящему фотографу. Забросив прежние затеи, Мухин снова стал ловить неповторимые мгновенья, в изобилии рассыпанные в окружающем пространстве. И это стало получаться у него все лучшим образом. Сейчас он на самом "топе" чистой фотографии. Нынешняя его выставка называется "Москва light".

Если перевести это название на русский до конца, то получится "Свет Москвы" - 24 часа в сутки. На фотографиях не только ночное свечение столичной жизни, а вообще всякий, в том числе и натуральный дневной свет. И вдобавок к тому множество человеческих фигур, которые меняются словно светляки: зажигаются ночью, превращающиеся в тени днем. Интенсивность человеческого присутствия легко объяснима: человек всегда был главным предметом в фотографии. Тем более объяснимо всеприсутствие света - еще более важного предмета для профессии, которая раньше так и называлось - светопись. Интрига выставки в другом: человек, свет и архитектура соединены воедино.

При том, что от фотопортрета (или бытового жанра) до архитектурной фотографии далековато. И для музейной программы, девизом которой значится "фотография - архитектуре, архитектура - фотографии", фокус на "слишком человеческом" выглядит вольностью. Архитектура, конечно же, дело людских рук и ее среда гораздо более естественна для современного горожанина, нежели природная. Но совсем не то же самое, что человеческое лицо или фигура. А Игорь Мухин отнюдь не архитектурный фотограф. Последних в Москве вообще не много. Тем более хороших. И будь проект ориентирован на чистый жанр, он оказался бы заранее обречен на скорую кончину. Но фотография в рамках "24" демонстрируется с архитектурой в гибком сопряжении - не в служении. Еще можно сказать: в незаинтересованном интересе к ней. И как результат возникает изрядное количество потенциальных участников проекта. Расчет чисто практический, стратегический, если хотите, технически-архитектурный. Но не только.

Известно, что если формула верна на одном уровне, то скорее всего будет верна и на других. В хорошей концепции запрограммирован широкий спектр результатов. Один из них заключается в том, что фотопрограмма МУАРа (как нынче зовет себя Музей Щусева) с каждым разом становится все увлекательнее: связи с предметом сложнее, экспозиционный отбор точнее, произведения все лучше. Не потому, что в игру постепенно вступили "звезды": герои первых экспозиций уж точно не слабее участников последних. Скорее в отсутствием жесткости в идее проекта. Любая тематически или концептуально широкая и настойчивая инициатива сегодня способна привлечь достойных авторов, работающих с фотографией. И тем самым обрести разнообразие и "творческий накал". Но кроме того, она создает такую экспозиционную площадку, где участники работают на проект отнюдь не в силу инерции рутинной профессиональной практики. Их чисто художественная заинтересованность влияет на т.н. художественное качество в полном согласии с банальным, но почему-то непопулярным принципом: больше свободы - больше творчества - выше результаты. Как говаривал великий Шарден, обращаясь к своим академическим коллегам: "Мягкости, побольше мягкости, господа!". И легкости. Light значит не только "светлый", но и "легкий". Москва light!

Забавное совпадение: семь лет назад в Москве состоялась первая выставка одной из самых оригинальных групп современного искусства 90-х. Группа называлась странновато - Фенсо, а ее выставка - "Fenso Lights". В январе нынешнего года галерея XL показывает ремикс того самого проекта Фенсо. Одновременно с программой "24". Неужели свет и легкость входят в моду?

Владимир Левашов. БОЛЬШЕ ЛЕГКОСТИ!


(exhibition)

09/24: Valery Orlov - ForbiddenCity

10/24: Oleg Smirnov - Hero_City

11/24: Michael Rozanov - FLYOVER

12/24: Anatoly Erin - v. GLAZOVO

13/24: Dmitry Konradt - Wells'n'Walls

14/24: Alexander Slyusarev - conSEQUENCES

15/24: Valery Sirovsky - Cathedral_City

16/24: Semyon Faibisovich - my WINDOWS

17/24: Richard Pare - Russian Constructivism: a Province

18/24: Evgeny Nesterov - FACTORY

19/24: Vladislav Efimov - On the Leninist Path

20/24: Katia Golitsyna - sideSTREET

21/24: Vladimir Kupriyanov - OUTLINES

22/24: Dennis Letbetter - MOSCOW/2

23/24: V. Nilin - W C

24/24: Carl de Keyzer - ZONA

25/24: Marina Tsurtsumia - the VAULT

26/24: Sergei Chilikov - difFERences

27/24: Natalie Jernovskaya - ACADEMY

28/24: Alexei Shulgin - MONTAGE

29/24: Andras Fekete - Establishing Shots

30/24: Vladimir Antoschenkov - MASONRY

31/24: Academy of Architecture - MARKhI

32/24: Igor Chepikov - Resort City

33/24: Alexey Naroditsky - MAR ino

34/24: Igor Lebedev - SPBaroque

35/24: Alexander Brodsky - unDeveloped

36/24: Alexander Djikia - Upper Point