00/24: Interview

01/24: Yuri Avvakumov - MiSCeLLaNeouS

02/24: Ilya Utkin - melancholy

03/24: Igor Palmin - in PARTS

04/24: Yuri Palmin - ChertaNovo

05/24: Boris Tombak - Gt ILLUSION

06/24: Alexander Ermolaev - FRAGMENTs 58/00

07/24: Sergey Leontiev - the TOWER

08/24: Igor Moukhin - MOSCOW light

09/24: Valery Orlov - ForbiddenCity

Теперь на вахту в самом интересном фотопроекте сезона под названием "24" заступил художник и фотограф Валерий Орлов с проектом "Закрытый город".

Если выставки программы подразделять на концептуальные вполне и концептуальные квази, то нынешняя скорее принадлежит ко вторым. Сергей Леонтьев, к примеру, настойчиво ловил в видоискатель Останкинскую телебашню, Юрий Пальмин - закоулки Северного Чертанова, а вот Валерий Орлов бродил с фотоаппаратом без определенной цели, так что идея "Закрытого города" вторична по отношению к материалу.

Как всякий уважающий себя формалист, Орлов интересуется в первую очередь структурами: чередованиями ритмов, соотношениями темного и светлого, фактурными перепадами и прочими подобными вещами. Эти задачи экспозицией не отменены, но после отбора отчетливее других стал выражен мотив закрытости. Глухие тупики, зарешеченные окна, перекрытые подворотни, запертые двери создают специфический образ Москвы. Всего лет пятнадцать назад визуальные ощущения от столицы были как раз такими, сейчас непарадных фасадов и тараканьих углов стало меньше, но все же это не экзотика. По словам художника, все кадры сделаны в последние годы в окрестностях Кремля, не далее 500 метров от Боровицкого холма.

На фотографиях нет ни неба, ни людей, если не принимать за людей чугунных витязей у крыльца "Военторга" на Воздвиженке, а за небо - кусок плаката, в котором вьются нарисованные бабочки. Наверное, при другой подаче заметнее становились бы другие детали, но "Закрытый город" подчеркивает именно абсурдные и пессимистические. В ином контексте можно бы и пропустить мимо внимания, что огромная парадная дверь перечеркнута трубой отопления, а ниже нее врезана маленькая, в человеческий рост, дверца, собственно, для того чтобы войти.

Не таким грустным смыслом наполнялось бы рукописное слово "хрен" вблизи перегороженной арки, а облупленная кирпичная стена меньше походила бы на расстрельную...

В работах Валерия Орлова почти отсутствует глубина, везде - фронтальная плоскость, в которую утыкается взгляд. Такое решение - пожалуй, единственное, что связывает выставку с китайской тематикой. Кураторский комментарий насчет пекинского Запретного города и "Последнего императора" Бертолуччи несколько притянут за уши, едва ли стоило приписывать экспозиции то, чего в ней нет. Дорога от позднесоветского к общечеловеческому здесь прямая, без поворотов на Восток. Город как город, только в нем никого не ждут и ни к кому не собираются. За нарисованным очагом нет заветной дверцы, а если и есть, то она все равно на замке, так что стой себе и любуйся тупиком, в котором оказался.

Велимир Мойст. МОСКВА ПОД ЗАМКОМ. Газета.ru. 28 февраля 2001


Проходящая в рамках выставочного проекта современной архитектурной фотографии "24", эта выставка демонстрирует концептуальный подход художника к архитектурным мотивам. Все 24 черно-белых снимка объединены единой темой. Будь то фрагмент старинного здания или крупный план заколоченных дверей с замком - зрителя не покидает ощущение покинутого города. Художнику удается при помощи съемок архитектуры передать атмосферу заброшенности сооружений, знавших и лучшие дни. Кого-то привлечет живописность изображений Орлова, а кто-то увидит в его фотографиях философский подтекст. Затрагивая тему бренности всего сущего, художник превращает архитектурные образы в подходящий повод для глубоких размышлений и обобщений.

"ЗАКРЫТЫЙ ГОРОД" ВАЛЕРИЯ ОРЛОВА. Информационное Агентство Культура. 28 февраля 2001


Музей архитектуры продолжает программу "24". На этот раз экспонент не архитектор и не фотограф, а художник, график, т. е. мастер печатных, тиражных, изображений. Валерий Орлов - представитель редкого жанра: он изготавливает бумагу путем ручного литья. Однако хобби, настоящая его страсть - фотография: в свободное от графизма время Валерий Орлов много фотографирует. "Закрытый город", кажется, - первая его персональная фотовыставка. Как и большинство участников проекта, он выступает в рамках изобретенного в начале 60-х архитектором Александром Ермолаевым жанра "заборов и закоулков". Истоки жанра не только в американском поп-арте, но и в почвенном жанре живописи "заборов и изб", что постепенно заменил у нас пейзажную живопись, не очень-то ложащуюся на плоский среднерусский ландшафт. Предмет изображения Орлова - Москва. Но кроме Военторга, который тут же рядом, напротив музея, вы не в силах идентифицировать ни одного мотива. Это совсем неузнаваемая Москва меланхоличная и, действительно, закрытая, замкнутая, неразговорчивая, чужая. И что удивительно, не смотря на очень узкие рамки жанра, образ Москвы, собственный, увиденный художником, придуманный им, получился свежий, новый и сильный. По-видимому, художнику фотографировать легче, чем фотографу или архитектору: он не знает, как надо фотографировать и не ведает, для чего нужны те или иные архитектурные элементы и как они называются. В результате, работает открытый русскими формалистами эффект отстранения: предмет превращается в "новый предмет".

Владимир Сальников. МОСКВА КАК ЗАКРЫТЫЙ ГОРОД. Weekend.ru. 28 февраля 2001


Его "Закрытый город" можно трактовать двояко - как город, закрытый от глаз посторонних, или как город, закрытый для жизни. И то, и другое справедливо. С одной стороны, "закрытый город" - понятие из советского прошлого: город, в который просто так не попасть, и из которого просто так не выехать. С другой стороны, это особое пространство, существующее внутри города, и одновременно вне его. Жизнь в стадии полураспада: заколоченные, зарешеченные окна, замкнутые, замурованные двери, необитаемые архитектурные пространства. Еще не руины, но уже не жилье. Такого фактурного материала в окружающей нас архитектурной среде - хоть отбавляй, но глаз горожанина привычно этого не замечает. То, что с точки зрения обывателя является признаком неустроенности и запущенности, для художника - богатейший фактурный материал. Город времен упадка хорош не только как объект для культуролога, но как почва для формальных исследований: игра света и тени, хаотичные ритмы, соотношение живописных поверхностей и графических линий, глубина и плоскость и так далее. Ветшая и разрушаясь, архитектура исполняется величия и высокого смысла, как античные руины.

Фото-серия Орлова по сути очень похожа на две первые выставки проекта ("Разное" Юрия Аввакумова и "Меланхолия" Ильи Уткина). Было бы ошибкой думать, что художники, взявшие запустение в качестве художественного материала, взывают к общественности о плачевном состоянии архитектуры. Что-то строится, реставрируется, а что-то - приходит в упадок, это нормальный процесс. Пресловутое общественное мнение в своем стремлении все подряд спасти и законсервировать, напротив, часто нарушает логику развития культуры. И уж во всяком случае, если бы не было запустения, художники лишены были бы благодатного материала. Орлов далеко не первый, и уж конечно не последний автор, этим материалом воспользовавшийся. В этом смысле "Закрытый город" выглядит как повторение того, что уже много раз было. И все-таки, в который раз нам показывают печальные картины разрушения, а смотреть все не надоедает.

Мария Михайлова. ЕЩЕ НЕ РУИНЫ. Вести.Ru. 2 марта 2001


Валерий Орлов - график, известный прежде всего благодаря своей бумаге. Бумагу он варит и отливает вручную, а потом занимается всякого рода творческим поиском: рвет, мнет, раскрашивает, сворачивает, разворачивает, делает на ней и из нее разнообразные коллажи и т.п. Получаются беспредметные, но очень фактурные бумизделия с мало что объясняющими названиями (например, "В поисках красного-2"). На сей раз Орлов отдал предпочтение фотобумаге: выступил в качестве архитектурного фотографа в проекте "24", курируемом Юрием Аввакумовым, архитектором, строившим только на бумаге. Серия Орлова "Закрытый город" - это 24 черно-белые фотографии, на которых запечатлены запертые на замок, забитые гвоздями, зарешеченные двери и окна, коие художник обнаружил в окрестностях Кремля. Обшарпанные двери парадных, ржавые ворота гаражей с шелушащейся краской, неприличное слово на кирпичной стене, оголенные водопроводные трубы, мутные окна подсобных помещений, пыльный фасад закрытого на капремонт Центрального военторга. И ни души. Запущенная городская изнанка, обитатели которой заперли двери, заколотили окна и отправились гулять вдоль Тверской, делать покупки в "Охотном Ряду" и тусоваться на Поклонной горе. В ходе просмотра выставки невольно хочется чихнуть, разогнав вековую пыль с фасада Военторга, отряхнуться и пойти писать кляузу на муниципальные власти.

Сергей Куликов. ЗАКРЫТЫЙ ГОРОД. Афиша №5(51). 19 марта - 1 апреля 2001


Имя графика Валерия Орлова напрямую никак не ассоциируется с архитектурным цехом.Просто в рамках одной техники Орлов не замыкается, и - фотографией занимается давно.

Этот фотопроект возник не случайно и не вдруг - в течение нескольких лет, с 1995 года художник фиксировал забитые двери и замурованные окна - а таких в нашем городе почему-то всегда много. Выставка представляет собой несколько десятков тонированных селеном черно-белых фотографий "слепых" окон особняков, прекрасных дверей эпохи модерна, которыми не пользовались, видимо, с тех известных времен, когда парадные подъезды забивались, и все "ходили черным ходом".

Отмена черного хода как архитектурного излишества ничего не изменила кардинально. Вспомним и тот известный факт, что многочисленные двери советских универмагов были закрыты, кроме одной, через которую все и ломились. В девяностые, правда, и эта, последняя открытая, дверь закрылась уже окончательно и бесповоротно. Как, например, дверь знаменитого Военторга, который на фотографии Орлова имеет вид по-египетски величественный, и навечно закрытый. Аввакумов пытался сбить зрителя с толку, писал в пресс-релизе что-то про Бертолуччи и город Арзамас. Но зрителя не обманешь - ему сразу стало ясно, что китайский император, да и военно-промышленный комплекс здесь не при чем, и на вернисаже время от времени возникал разговор о том, у кого в подъезде какую охранную сигнализацию поставили. Ну, любим мы закрывать двери и окна.

Анна Чудецкая. ПОД ЗАМКОМ. Мезонин №4. 2001


(exhibition)

10/24: Oleg Smirnov - Hero_City

11/24: Michael Rozanov - FLYOVER

12/24: Anatoly Erin - v. GLAZOVO

13/24: Dmitry Konradt - Wells'n'Walls

14/24: Alexander Slyusarev - conSEQUENCES

15/24: Valery Sirovsky - Cathedral_City

16/24: Semyon Faibisovich - my WINDOWS

17/24: Richard Pare - Russian Constructivism: a Province

18/24: Evgeny Nesterov - FACTORY

19/24: Vladislav Efimov - On the Leninist Path

20/24: Katia Golitsyna - sideSTREET

21/24: Vladimir Kupriyanov - OUTLINES

22/24: Dennis Letbetter - MOSCOW/2

23/24: V. Nilin - W C

24/24: Carl de Keyzer - ZONA

25/24: Marina Tsurtsumia - the VAULT

26/24: Sergei Chilikov - difFERences

27/24: Natalie Jernovskaya - ACADEMY

28/24: Alexei Shulgin - MONTAGE

29/24: Andras Fekete - Establishing Shots

30/24: Vladimir Antoschenkov - MASONRY

31/24: Academy of Architecture - MARKhI

32/24: Igor Chepikov - Resort City

33/24: Alexey Naroditsky - MAR ino

34/24: Igor Lebedev - SPBaroque

35/24: Alexander Brodsky - unDeveloped

36/24: Alexander Djikia - Upper Point