00/24: Interview

01/24: Yuri Avvakumov - MiSCeLLaNeouS

02/24: Ilya Utkin - melancholy

03/24: Igor Palmin - in PARTS

04/24: Yuri Palmin - ChertaNovo

05/24: Boris Tombak - Gt ILLUSION

06/24: Alexander Ermolaev - FRAGMENTs 58/00

07/24: Sergey Leontiev - the TOWER

08/24: Igor Moukhin - MOSCOW light

09/24: Valery Orlov - ForbiddenCity

10/24: Oleg Smirnov - Hero_City

11/24: Michael Rozanov - FLYOVER

12/24: Anatoly Erin - v. GLAZOVO

13/24: Dmitry Konradt - Wells'n'Walls

Проект архитектурной фотографии "24" куратора Юрия Аввакумова меняет адрес. Архитектурная фотография побыла в Музее архитектуры, теперь будет в Доме фотографии - аккуратно посередине заявленного срока: два года "с возможностью продления", по персональной выставке в месяц, двадцать четыре снимка на каждой - как пленка в двадцать четыре кадра; фотограф за фотографом. В сравнении с тридцатью шестью двадцать четыре, считает Юрий Аввакумов, - это как бы рассказ. Тридцать шесть кадров - это повесть. А двадцать четыре - рассказ, легкий жанр, всегда о разном. Учитывая "возможность продления", "24" могут оказаться арабскими сказками, но до сих пор все было симметрично - архитектура как павшая крепость и архитектура как облезлая бутафория, архитектура как сюжет и как символ или симптом, как свидетельство разрушающей силы времени, как памятник и как дальний фон текущей городской жизни, двенадцать там, двенадцать здесь. Аккуратно после двенадцатого тринадцатый фотограф, питерский Дмитрий Конрадт, будет уже в Доме фотографии. Налог в четыре снимка из каждой серии будет оставаться в собрании Дома фотографии - как раньше в Щусевском музее. Дом фотографии также приобретет то, что было прежде в Щусевском, - чтобы, как бы там ни сложилось с "24" в дальнейшем, не разрушать цельность. Немного изящества, немного конструктивизма, познавательно - поскольку никто прежде не представлял так архитектуру и никогда фотография не была так разнообразна. Немного повествовательности и даже эпичности, немного чистого искусства, вроде бы архитектура и в то же время дело как бы и не в ней - в общем, точь-в-точь как всегда у Аввакумова, архитектора-бумажника, никогда не строившего, поскольку его архитектура строится и разрушается тут же, успевая продемонстрировать весь свой жизненный цикл, но только виртуально, в архитектурных фантазиях, утопических проектах или вот в устройстве фотографических выставок.

Константин Агунович. ПРОЛЕТЫ И ПРОЕМЫ. Афиша. №12 (58) 25 июня - 8 июля 2001


Тринадцатая выставка популярного выставочного фотопроекта "24" открылась по адресу Остоженка, 18.

Ценители жанра не ошибаются: из Музея архитектуры база перенесена в Московский Дом фотографии. Переезд модного проекта Юрия Аввакумова прошел без эксцессов, хотя и с остаточными лексическими проявлениями. Свои недавние отношения с директором МУАРа г-ном Саркисяном куратор охарактеризовал словом "конфликт", а причиной раздора назвал нежелание архитектурных музейщиков заниматься рутинной стороной процесса (к слову, из опыта: техническое обслуживание маленькой ежемесячной выставки - проблема не столько реальных трудозатрат, сколько моральной готовности). Так или иначе, после решающего разговора на Воздвиженке "фотобумажный архитектор" пришел в МДФ, где руководящая заведением Ольга Свиблова в мгновение ока подписала контракт, который в МУАРе мариновали полгода.

На этой оптимистической волне Аввакумов заявляет, что у проекта большое будущее: в стартовой установке "два года с возможным продолжением" акцент следует перенести на концовку, а среди участников должны возникнуть зарубежные звезды. Ближайшим возможным гостем объявлен нью-йоркский британец Ричард Пэйр. Иноземцам, правда, придется пообвыкнуть: к участию в проекте допускаются только кадры, сделанные на российской территории. Пока это условие - не проблема: открывшаяся выставка Дмитрия Конрадта "ПроЛЕТы и проЕМы" посвящена питерской архитектуре.

От летописи рок-движения 80-х (Конрадт тогда работал в самиздатовских журналах "Рокси", "РИО", "Урлайт", попутно занимаясь оформлением магнитоальбомов) художник эволюционировал в сторону эстетики безмолвия и безлюдности. В 1994 году был альбом "Храмы Санкт-Петербурга", нынешняя же экспозиция показывает, что Конрадт принципиально перестал фотографировать виды в туристическом смысле. Лестничные пролеты и стенные проемы - единственные герои его снимков, а в некоторых случаях героев не остается совсем. Наиболее удачными представляются те работы, где захваченное объективом пространство выстраивается в плоскость. Мозаичная напольная плитка, чугунные виньетки перил, ряды ступеней, дверь квартиры, каркас лифта - все это может сложиться в богатый фактурный коллаж сродни параджановским, а стыки крыш и стен в некоторых случаях дают эффект, близкий к беспредметной минималистской живописи.

Работа с цветной пленкой для Конрадта очевидный плюс, поскольку здесь многое держится на колоритах. Пространственные же построения выглядят более ординарными: перспективы арок, дворы-колодцы или спиральные закрутки лестничных маршей - всего лишь натурные портреты Петербурга, а вот когда вертикальная полоска неба поставлена в ряд с торцами домов, напоминая геометрические изыскания Мондриана,- это уже образ Какого-то Города… Сослаться на названия вещей, иллюстрирующих такой подход, невозможно: все 24 кадра экспонируются без заголовков, что довольно логично.

Велимир Мойст. "24" НОМЕР 13. Газета.ru. 27 июня 2001


Очередная выставка в проекте "24" посвящена лестничным пролетам и стенным проемам, на сей раз питерским. Фотографа Дмитрия Конрадта интересует не сам Петербург, а то, что за ним стоит.

Один из лучших выставочных проектов Москвы - показ архитектурной фотографии "24" - поменял место обитания. Из Музея архитектуры он переехал в Московский дом фотографии, впрочем, перенесение акцента с архитектуры на фотографию сути не меняет: проект в равной мере посвящен и тому, и другому.

13-я выставка проекта "Пролеты/проемы" Дмитрия Конрадта на первый взгляд мало отличается от всего предыдущего. Лестничные марши, оконные проемы, глухие стены. Для человека искушенного - материал неисчерпаемый, не один автор серии "24" высказался на эту тему. Вся разница в том, что предыдущие поиски носили скорее формальный характер, - то есть, исследовали проблему формы в чистом виде. Конрадт вдохнул в неживую материю жизнь. Каким-то образом ему удалось уйти от сухого языка линий, объемов и плоскостей.

Его пространство необитаемо - в кадре нет ни людей, ни признаков жизни. И вместе с тем, здесь есть отражения в окнах, беззвучно падающие на землю хлопья снега, гулкие подъезды, стены, освещенные солнцем... Жизнь если не здесь, то где-то рядом. По словам куратора проекта Юрия Аввакумова, "Конрадт фотографирует непроницаемые для света плоскости и поверхности, а получаются снимки того, что за ними скрывается".

Питерские дворы и подъезды - узнаваемый, наработанный мотив. В фотографиях Конрадта они выступают совершенно анонимно. Вместо знаменитых дворов-колодцев, он показывает изнанку архитектуры Петербурга фрагментарно, без аллюзий, которых можно было бы приплести достаточно. Его интересует не место само по себе, а фактура, которой Петеребург обладает в большей степени, нежели любой другой российский город.

Местами его фотография похожа на графику, - завораживающей ход винтовой лестницы вокруг жесткой вертикали шахты лифта, стена, разбитая неровным ритмом оконных проемов - речь здесь идет о плоскостях и линиях. Но гораздо больше внимания в фотографиях Конрадта уделено цвету и свету. Цветной фотосъемкой Конрадт занимается не так давно, но очень пристально: предыдущие его выставки назывались "Оправдание цвета", "Молчание цвета", "Погоня за светом". В серии "Пролеты/проемы" Конрадт добивается такого звучания цвета, что каждое решение кажется окончательным.

В некоторых кадрах Конрадт почти абстрагируется от темы: фронтон здания на стыке с пронзительно синим небом переходит в иное качество. Здесь речь идет уже не о доме на фоне неба, а об одном цвете, наползающем на другой, о материальности стен и неосязаемости воздуха, которые вдруг эти качества утрачивают.

Сила художественной убедительности фото-серии Дмитрия Конрадта в том, что ему удается балансировать на грани между материей живой и неодушевленной. Плоскости крыш, вертикали стен становятся почти абстрактными понятиями и существуют в сложном взаимодействии со светом и цветом. Но тем и хорош питерский фотограф Дмитрий Конрадт, что не сосредотачивается на одном этом. Тут же рядом возникают вечерние освещенные окна, которые в буквальном смысле слова возвращают зрителя к жизни.

Мария Михайлова. В ПРОЛЁТЕ. Вести.ru. 27 июня 2001


Итак, главной новостью вчерашнего вечера стало то, что кураторский проект Юрия Аввакумова, радовавший глаз москвичей на протяжении всего прошлого года, сменяя каждый месяц выставку за выставкой, - переехал из зала анфилады Архитектурного Музея им. А. В. Щусева в верхний зал Московского Дома Фотографии Ольги Свибловой. Надо заметить, что перемена места, по идее, должна пойти только на пользу архитектурной фотографии, ведь белостенные залы и профессиональный свет МДФа создают правильную атмосферу созерцания и наслаждения фотопроизведениями. 13-ая выставка проекта "24" знакомит москвичей с фотографиями петербуржца Дмитрия Кондрата "проЛЕТы и проЕМы". Действительно на 24 фотографиях изображены нереальные пролеты этажей и безжизненные, но красивые проемы питерских дворов-колодцев. Сочетание минимализма и мягкого света - розовый, серый желтовато-оранжевые оттенки - и прекрасной архитектуры северной столицы создают ощущение странной поэтики раннего утра, свежего, бодрящего воздуха, наверное, это настроение присутствует еще и потому, что на фотографиях совершенно нет людей. Все работы без названий, как сказал Дмитрий Кондрат на открытии выставки, он специально не дает названия фотографиям, зато предоставляет зрителю возможность посмотреть на мир его глазами.

Анна Свергун. ДВА ПЕРЕЕЗДА. Weekend.ru. 27 июня 2001


В эти дни отечественной архитектурной фотографии исполнился ровно год. То есть, конечно, она возникла гораздо раньше, но модной стала лишь в июне 2000 года -- после того, как московский архитектор Илья Уткин получил приз Венецианской биеннале как раз за «лучшую архитектурную фотографию». В Венеции он показал снимки руин московских особняков и домов и назвал проект «Меланхолией». Вскоре после этого выставка Ильи Уткина открылась в московском Музее архитектуры -- она прошла в рамках проекта архитектора, дизайнера и куратора Юрия Аввакумова «24» (имеется в виду 24 выставки 24 фотографов по 24 снимка каждая), посвященного архитектурной фотографии. Первые 12 выставок проекта регулярно (раз в месяц) проходили в Музее архитектуры. Но тринадцатая открылась уже в Московском доме фотографии. Что, впрочем, тоже вполне логично.

Выставка «проЛЕТы/проЕМы» питерского фотографа Дмитрия Конрадта посвящена, соответственно, местным дворам-колодцам и прочим архитектурным особенностям Петербурга -- обшарпанным, облезлым, руинированным. Фотограф снимает глухие стены, всякий раз находя в них дырки -- окна, двери, лестницы, те самые «пролеты-проемы». Фотографии цветные, хорошо напечатанные, очень красивые. Даже эстетские. Возникает странное ощущение, что фотограф смотрит на всю эту архитектуру глазами не петербуржца, переживающего плачевное состояние города как личную драму, а туриста -- москвича или даже иностранца. Словно он видит в них ту природную дикость и естественность, которая давно исчезла из его родного цивилизованного, скажем, Кайзерслаутерна, и удивленно восхищается. В этом смысле серия Конрадта сродни модной нынче (особенно, на Западе, но и у нас тоже) социальной черно-белой фотографии, показывающей бедствия русского народа при демократической власти. Бомжи, пьяницы, инвалиды, проститутки, неофашисты и прочие, так сказать, отбросы (они же -- лицо) общества. Здесь все то же самое, только переведенное на язык архитектуры.

Есть, впрочем, одно «но»: сама эта архитектура все-таки очень красивая. Пусть дома и обшарпаны, пусть лестницы и загажены, но заложенная в них красота сохраняется вопреки времени и человеческим усилиям. Поэтому фотограф смотрит на них не как на социальные, а как на эстетические объекты. Здесь нет критики, есть созерцание руин и примерно та же, что и у Уткина, меланхолия. Характерно, что в этой архитектуре нет места человеку -- присутствие людей, как известно, пагубно сказывается на красоте.

Николай Молок. ОКНО ВО ДВОР. Время новостей.


Дмитрий Конрадт привез из родного Петербурга 24 безымянные фотоработы. Имя, название сразу формируют у зрителя установку на восприятие объекта в заданном ракурсе. А именно это чуждо Конрадту. Он легко, как веер, раскрывает лестницу и кружит ее серое опахало над головой. Шахту лифта он расстилает железной ковровой дорожкой. Фотомастер любуется плавными завитками гофрированных лент лестничных маршей, наслаждается размеренным ритмом движения стекающих вниз ступеней. А затем, подтолкнув колесо перил, играючи разворачивает спирали лестниц и балюстрад в пространстве пролетов. Он ловит свет, струящийся из проемов, и таящиеся в них цветовые пятна.

Екатерина Снегина. ПОЛЕТЫ В "ПРОЛЕТАХ И ПРОЕМАХ". Независимая газета. 29 июня 2001


Это мероприятие - тринадцатая выставка, проходящая в рамках проекта архитектурной фотографии Юрия Аввакумова «24». Экспозиция демонстрирует цветные снимки архитектурных мотивов Санкт-Петербурга. Однако, вместо привычных и узнаваемых видов города, Конрадт предлагает зрителям виртуозно скомпонованные оригинальные фотографии лестничных пролетов, крыш, стен с оконными проёмами. При этом Конрадт часто выбирает необычные ракурсы, что делает некоторые из его снимков похожими то на абстрактные полотна, то на произведения конструктивистов. Особое внимание фотографа к колориту позволяет передать фактуру архитектурных фрагментов, а минималистический подход в сочетании с хорошо продуманной композицией отражает нюансы настроения.

«Пролеты и проемы» Дмитрия Конрадта. Дни.Ру. 29 июня 2001


...переход в Дом фотографии проекта «24» — шаг демонстративный, хоть и вынужденный. «24» — проект очень удачный и за год существования в Музее архитектуры дошедший ровно до своей середины. После чего куратор проекта Юрий Аввакумов поссорился с директором музея Давидом Саркисяном: не сошлись амбициями. Вследствие чего тринадцатого фотографа, Дмитрия Конрадта, Аввакумов показал уже в Доме фотографии.

Для новоселья был выбран беспроигрышный материал. Петербуржец Дмитрий Конрадт на родине знаменит , но в Москве неизвестен. Его цветные фотографии — удар зрителю под дых. Обшарпанные брандмауэры с одинокими окошками, бесконечные лестничные пролеты с ажурными лестницами, раскольниковские дворы-колодцы. Безлюдье, украшенное играми светотени. Отточенный фотоформализм, усиленный неуловимым экзистенциальным привкусом,— Петербург во всей своей красе. Зрители на вернисаже охали, восторгались, поздравляли автора и куратора. Переезд отпраздновали как полагается.

Не разбираясь, кто виноват в скандале — Аввакумов или Саркисян,— можно сказать, что куратор от переезда выиграл, а директор музея проиграл. «24» немало поспособствовал газетно-журнальной популярности музея, получавшего раз в месяц гарантированные публикации об очередной выставке. А перейдя в Дом фотографии с его налаженным пиаром, «24» на новом месте тут же получил с десяток телекамер на вернисаж.

Федор Ромер. У ДОМА ОТКРЫЛСЯ "ГЛАЗ". Коммерсант. 4 июля 2001


Автор - фотограф. Экспонаты - 24 цветные фотографии. Тема - архитектура Петербурга, те самые пролеты (лестничные) и проемы (окна-двери) , без которых архитектура невозможна и которые дали имя выставке.

Дмитрий Конрадт снимает Питер очень искусно. И не так, как обычно принято. А принято, с одной стороны, визуально облизывать дворцовые красоты XVIII - XIX вв. , а с другой - упиваться современной разрухой. Взгляд Конрадта на Петербург предельно камерный, т. е. не городские архитектурные ансамбли его интересуют, а частности: кафель, которым выложены полы парадных подъездов; лестницы в дореволюционных доходных домах, спускающиеся, как серпантин; чугунные детали; отдельно стоящие здания; отдельные стены и углы этих зданий. Он фиксирует тонкие ритмические соответствия и парадоксы - например, одиночество окна, непонятно по какой логике проделанного в огромной глухой стене. И главное, колорит всех фотографий г-на Конрадта (розово-фиолетово-персиковый) делает Петербург грезой и мечтой. Сказочным городом, которого на самом деле в природе нет. Как он этого цветового и светового эффекта добивается - то ли улавливая какой-то миг предвечернего естественного освещения, то ли особым образом обрабатывая снимки, - его профессиональный секрет. Но результат впечатляет - и тем сильнее, если учесть прошлое фотографа, ряд "отягчающих" обстоятельств.

Прославился Дмитрий Конрадт отнюдь не пасторальными городскими видами, а как хроникер ленинградского рока. В питерском рок-клубе он работал со дня основания. Снимал концерты, делал плакаты, оформлял альбомы многим, в том числе Кинчеву и Цою. Рок - это в общем-то больше action, а не созерцание. И новое амплуа - антитеза предыдущему периоду.

Людмила Владимирова. В ПРОЛЕТЕ. Ведомости. 5 июля 2001


…В залах Московского дома фотографии, куда переехал из Музея архитектуры проект "24", висят 24 фотографии Дмитрия Конрадта, привезенные из Петербурга Юрием Аввакумовым. Этот кураторский проект, несмотря на свою простоту, а может быть, и благодаря ей, на протяжении целого года оставался одним из самых заметных фотографических событий. В нем были представлены снимки легендарных в фотографической и архитектурной среде авторов, а также произведения тех, кто имеет к архитектуре и фотографии лишь касательство, и все-таки эти выставки оказывались интересными и фотографической, и нефотографической публике. Выставка Конрадта - дань петербургской традиции объявлять своих фотографов гениями и образовывать вокруг их имен целые школы. Конрадт, например, подан как визионер апертуры <...>. До него в фотографии как будто не было предметной цветовой среды ни Слюсарева, ни Савельева, не говоря уже о Каллахане и Фридландере. Но фотография, оказывающаяся с момента своего изобретения удивительнейшим постмодернистским сочетанием всего, что уже было, и на выставке Конрадта обернулась встречей с неизвестным: ну разве вы когда-нибудь уже видели такие маленькие голубые квадратики неба в конце перспективы двора или магические фиолетовые октаэдры изразцов в пролетах лестниц петербургского модерна?

Рена Гвоздева. ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ В МЕЖСЕЗОНЬЕ. Культура. №26 (7283) 12-18 июля 2001


Эта выставка открывает новые ракурсы петербургской мистики, но на этот раз удивительно оптимистичной. Один из посетителей в книге отзывов написал: "Ваши камни очень теплые. Я согрелся". Признание, несколько разрушающее сложившийся образ северного города-призрака, но справедливое. Как постимпрессионисты сто лет назад разглядели в сером от дождя Париже больше жемчуга, чем жести, так и фотограф запечатлел в анфиладах питерских трущоб ярко-серебристые акварели северного солнца.

О Питере спето, написано и снято изрядно, но основных мотивов всегда было два. Первый - мрачная мистика, достоевщина, морок. Второй - холодноватый парадно-дворцовый ландшафт, гулкий цокот подков по идеальным набережным.

Фотографии Конрадта меняют систему координат. Его Петербург - живой, теплый и совсем не страшный. В нем нет ни мертвых дворцов, ни трехсотлетней грязи. Фотограф ведет в него по лабиринту из тех же бесконечных пролетов и проемов, сто раз запечатленных с помощью объектива, но путешествие это доставляет удовольствие без спинной дрожи и излишнего трепета.

Елена Конькова. ПЕТЕРБУРГ В ПРОЛЕТЕ. Итоги №. 27 (265) 16 июля 2001


(exhibition)

14/24: Alexander Slyusarev - conSEQUENCES

15/24: Valery Sirovsky - Cathedral_City

16/24: Semyon Faibisovich - my WINDOWS

17/24: Richard Pare - Russian Constructivism: a Province

18/24: Evgeny Nesterov - FACTORY

19/24: Vladislav Efimov - On the Leninist Path

20/24: Katia Golitsyna - sideSTREET

21/24: Vladimir Kupriyanov - OUTLINES

22/24: Dennis Letbetter - MOSCOW/2

23/24: V. Nilin - W C

24/24: Carl de Keyzer - ZONA

25/24: Marina Tsurtsumia - the VAULT

26/24: Sergei Chilikov - difFERences

27/24: Natalie Jernovskaya - ACADEMY

28/24: Alexei Shulgin - MONTAGE

29/24: Andras Fekete - Establishing Shots

30/24: Vladimir Antoschenkov - MASONRY

31/24: Academy of Architecture - MARKhI

32/24: Igor Chepikov - Resort City

33/24: Alexey Naroditsky - MAR ino

34/24: Igor Lebedev - SPBaroque

35/24: Alexander Brodsky - unDeveloped

36/24: Alexander Djikia - Upper Point