00/24: Interview

01/24: Yuri Avvakumov - MiSCeLLaNeouS

02/24: Ilya Utkin - melancholy

03/24: Igor Palmin - in PARTS

04/24: Yuri Palmin - ChertaNovo

05/24: Boris Tombak - Gt ILLUSION

06/24: Alexander Ermolaev - FRAGMENTs 58/00

07/24: Sergey Leontiev - the TOWER

08/24: Igor Moukhin - MOSCOW light

09/24: Valery Orlov - ForbiddenCity

10/24: Oleg Smirnov - Hero_City

11/24: Michael Rozanov - FLYOVER

12/24: Anatoly Erin - v. GLAZOVO

13/24: Dmitry Konradt - Wells'n'Walls

14/24: Alexander Slyusarev - conSEQUENCES

15/24: Valery Sirovsky - Cathedral_City

16/24: Semyon Faibisovich - my WINDOWS

17/24: Richard Pare - Russian Constructivism: a Province

18/24: Evgeny Nesterov - FACTORY

19/24: Vladislav Efimov - On the Leninist Path

Очередная выставка, продолжающая показ архитектурной фотографии "24", впервые за всю историю существования проекта (больше, чем полтора года) представляет жанр в чистом виде. Владислав Ефимов снял просто архитектуру. Без вдохновенного пафоса забитых окон и намертво запертых дверей. Без тонких намеков на присутствие обитателей. Без пустынных крыш, трещин в фасадах и осыпающейся штукатурки. Без идеи архитектурного стиля, наконец.

Просто дома. Усадьба, провинциальные домики, фасады столиц и столичные же задворки. Скучно? Ничего подобного. Ведь во всех этих зданиях жил Ленин. Выставка так и называется - "По ленинским местам". Владислав Ефимов не поленился, объездил все, что соприкасалось с Ильичем (архитектурно, разумеется) и вдохнул новую жизнь в тему, давно утратившую актуальность.

Больше всего выставка похожа на исторический анекдот. К тому же, архипознавательный. Вот череда домов семейства Ульяновых в бывшем городе Симбирске. Милые провинциальные домики, в которых ежевечерне ставили самовар и играли на фортепьянах. Все они (а их было много, поскольку Ульяновы часто перезжали) преобразованы в мемориальный комплекс. Еще бы! Вот в этой убогой избе родился вождь мирового пролетариата. А в котором из показанных зданий он разбил графин и утаил содеянное? Об этом история умалчивает.

Зато точно известно, в каком доме жила учительница Ленина В.П.Ушакова- Прушакевич - улица Ленина (бывшая Московская). Набережная Карповки, 32 - адрес конспиративной петербургской квартиры, куда Ильич приходил загримированный под рабочего, приболевшего зубами. Еще есть дом, в котором проживала Надежда Констатиновна - Невский, 97. Туда Ленин ходил в гости: газета "Искра", чернильница из жеваного хлеба, революционные дебаты, пироги с капустой и все такое.

Потом - последний петербургский адрес перед переездом в Москву. Устойчивость, незыблемость мироздания, воплощенная в удобстве многоквартирного дома. Но, как известно, разрушим и построим!

Финал истории - бывшая усадьба Рейнбота, Горки. Неплохое место - покойное, просторное. Уютные комнаты, веранды, аллеи. По ним, надо полагать, архиудобно передвигаться на кресле-каталке. Неспешно пить чай, и чтоб из серебряных подстаканников. А сахар - детям, детям. Или этим, как их, ходокам.

Вот такая история. Несмотря на чистый жанр.

Мария Михайлова. НА ЛЕНИНСКОЙ ТРОПЕ. Вести.ru. 27 декабря 2001


"Господи, зачем? Что он надеется там увидеть?" - этот дурацкий вопрос является прежде, чем дочитаешь название нового проекта Владислава Ефимова. Уж он-то, рожденный в самом начале брежневской эпохи, должен быть сыт по горло "ленинскими уроками", памятниками вождю на вокзалах едва ли не всех городов, экскурсиями "по местам ..." и конспектами статей Владимира Ильича почти по всем предметам за исключением физкультуры и математики.

Секунду спустя, вглядываясь в снимки домов - в Ульяновске, Питере, Горках, - понимаешь, что для фотографа гораздо важнее то, что он там не увидел. Не увидел людей. Не прохожих (впрочем, и прохожих на фотографиях Ефимова раз-два и обчелся), а тех привычных по советским снимкам экскурсантов - с обязательным почтительным вниманием во взоре, с готовностью выстоять очередь к Ильичу, смущенных то ли торжественностью момента, то ли тем, что эту необходимую торжественность никак не могут ощутить. Этих экскурсантов - очкастых итээров, строгих пионерок, колхозниц в цветастых платьицах и пиджаках с подложенными плечами, скромных учительниц со строгими пучками на голове - слизнуло время. И вдруг стало понятно, что они-то с их послушным интересом и наивным любопытством и придавали теплоту жизни всем этим чистеньким двухэтажным домикам в Ульяновске или усадьбе в Горках. Без их энергии стерильность музеев стала отдавать холодом морга. Они, живые, теплые, усмиряющие неуместную веселость в музейных залах, пахнущих свежей мастикой, и были той составляющей ленинского мифа, что делала его живее всех живых.

Нефункциональными остатками того мифа выглядят аккуратные металлические оградки около газона перед домом с резным балконом, где маленький Ленин жил в несознательном возрасте от года до пяти. Или прожекторы, освещающие ночью деревянное строение позапрошлого века, где Ульяновы жили год - с 1876 по 1877- й. Или заасфальтированная широкая дорожка к дому Ленина на улице Ленина, где семейство инспектора народных училищ жило с 1878-го по 1887 год. Эти оградки, прожекторы, стеклобетонные музейные комплексы, вобравшие как крохотную историческую деталь старые дома, выглядят совершенно сюрреалистически в отсутствие людей. Попытка законсервировать время обернулась тем, что из музейных консервов выкачана история. И время осталось разметкой цифр под фотографиями.

На историю (ту, что с большой буквы) налетаешь там, где вовсе не ожидаешь. Когда видишь фотографию обычного питерского двора, где Ленин жил с октября 1893 года по январь 1894-го. Всего ничего, можно сказать. Но дом этот на бывшей Ямской улице (теперь улица Достоевского) реанимирует другой миф - не ленинский, а петербургский. Миф города, который создан Петром и описан Достоевским. При взгляде на этот дом почему-то начинаешь подсчитывать, сколько лет тогда было Владимиру Ульянову, и вопрошать, был ли он младше Раскольникова и на сколько...

Жанна Васильева. ПО ТЕПЛЫМ ЛЕНИНСКИМ МЕСТАМ. Портал Культура №01-02. 10 - 16 января 2002


(exhibition)

20/24: Katia Golitsyna - sideSTREET

21/24: Vladimir Kupriyanov - OUTLINES

22/24: Dennis Letbetter - MOSCOW/2

23/24: V. Nilin - W C

24/24: Carl de Keyzer - ZONA

25/24: Marina Tsurtsumia - the VAULT

26/24: Sergei Chilikov - difFERences

27/24: Natalie Jernovskaya - ACADEMY

28/24: Alexei Shulgin - MONTAGE

29/24: Andras Fekete - Establishing Shots

30/24: Vladimir Antoschenkov - MASONRY

31/24: Academy of Architecture - MARKhI

32/24: Igor Chepikov - Resort City

33/24: Alexey Naroditsky - MAR ino

34/24: Igor Lebedev - SPBaroque

35/24: Alexander Brodsky - unDeveloped

36/24: Alexander Djikia - Upper Point